Консультация для родителей: "Основы правового воспитания детей дошкольного возраста"
Право – это совокупность, установленных и охраняемых
государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей
в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к
образовательной, и распространяются на всех участников образовательного
процесса: детей, родителей, педагогов.
К основным международным документам, касающимся прав
детей, относятся: Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о праваправах ребенка (1989).
Декларация прав ребенка является первым международным
документом, в котором родители, а также добровольные
организации, местные власти и национальные правительства призываются к
признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.
В Декларации провозглашаются права детей на имя,
гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную
защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание уделяется защите ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, представителями органов правопорядка.
Различают 4 формы жестокого обращения с детьми: физическое,
сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Декларация является основой для Конвенции о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и
пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждогкаждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей.
Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета
кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений,
национального и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.
В Конвенции выдвинуты требования к образовательному процессу (статья 29):
а) развитие личности, талантов и умственных и физических
способностей ребенка в их самом полном объеме;
б) воспитание уважения к правам человека;
в) воспитание уважения к родителям ребенка, к его культурной самобытности, языку, национальным ценностям страны, в
которой ребенок проживает;
г) подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в
духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами;
д) воспитание уважения к окружающей природе.
Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры
и правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения
норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими
людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения не зависимо от ситуации.
Этапы правового воспитания детей:
I этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только
чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.
III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-
правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».
Ответственность родителей за противоправные действия своих
несовершеннолетних детей.
В статье 63 Семейного кодекса РФ закреплено право и обязанность
родителей по воспитанию своих детей. Родители несут ответственность за
воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье,
физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересаинтересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Отсутствие надлежащего родительского контроля и должного воспитания нередко становится следствием совершения несовершеннолетним правонарушправонарушения.
(#Всероссийская акция "День правовой помощи детям" |